Версия для слабовидящих
Последние новости
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Департамент образования и науки Администрации города Тюмени
Портал государственных и муниципальных услуг в сфере образования Тюменской области

Телефон «горячей линии» Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области+ 7 (3452) 55-67-07

Телефоны комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе области+7 (3452) 556-283, 556-282, 556-065

Центра качества предоставления услуг+7 (3452) 39-92-89

Советы учителя-логопеда


Миняева Наталья Викторовна

учитель-логопед, образование высшее


Мой девиз:
«Учи серьезно, не шутя,

Не порти умное дитя!»


Абрамова
Вероника Николаевна

учитель-логопед, образование высшее


Мой девиз:
Прекрасна речь, когда она, как ручеек

Бежит среди камней чиста, нетороплива

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: «О, как же ты красива!»




Уважаемые, мамы и папы!

Мы рады приветствовать Вас на нашей страничке

 

Вместе с вами мы постараемся разобраться в вопросах оказания помощи детям нуждающихся в коррекции речи.

На страничке учителя-логопеда Вы получите информацию о том, какие программы и технологии используются в работе с детьми с общим недоразвитием речи; получите конкретные советы и рекомендации по формированию речи у ребенка; увидите информацию о мероприятиях, участниками которых являются Ваши дети и многое, многое другое.



НАШИ ЗАНЯТИЯ











Методические рекомендации
родителям для домашних занятий с детьми
при закреплении произносительных навыков


Уважаемые родители!

Если ваш ребенок посещает логопедическую группу, знайте, что плохую речь нельзя исправить заодно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

Исправление звуков проводится поэтапно:

1-й
этап — подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2-й
этап — постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й
этап — автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-й
этап — дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определите место звука в слове (начало, середина, конец слова), составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради,
обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи.

Обращайте внимание на записи, которые пишет логопед, потренируйтесь в произношении речевого материала, если у ребенка возникают трудности в его усвоении.

Пожалуйста, не забывайте тетради дома в дни занятий.

По интересующим вас вопросам вы всегда можете получить консультацию логопеда.

Желаем успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!



10 простых способов от логопеда

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  • · Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т. д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

  • · Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 — 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

  • · Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?»

  • · Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

  • · Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т. д.

  • · Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

  • · Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5–6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5–6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

  • · Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т. д.

  • · Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка!

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены. Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут. Выполняется артикуляционная гимнастика сидя или стоя перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается. Можно выполнять артикуляционные упражнения под счет, с хлопками, под музыку. Далее предлагается минимальное, но вполне достаточное количество упражнений для развития движений артикуляционного аппарата, а также краткие методические указания к их выполнению.


Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

1.Упражнения для нижней челюсти:

Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.

Жевательные движения с сомкнутыми губами.

Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.

«ЗАБОРЧИК» — верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

2.Упражнения для губ:

«УЛЫБКА» — растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты).

«ТРУБОЧКА» — вытягивание губ вперед.

Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУБОЧКИ».

3.Упражнения для языка:

(при выполнении следующих упражнений рот должен быть широко раскрыт, а нижняя челюсть неподвижна):

«БОЛТУШКА» — движения языком вперед-назад, проводя по верхней губе.

«ЧАСИКИ» — влево-вправо.

«КАЧЕЛИ» — вверх-вниз.

«ЛОШАДКА» — цоканье языком.

«ЛОПАТОЧКА» — широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ИГОЛОЧКА» — узкий, напряженный язык высунут вперед.

«ГРИБОК» — широкий плоский язык присасывается к твердому небу.

«ЧАШЕЧКА» — широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе.

«КИСКА СЕРДИТСЯ» — выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» — покусывание кончика широкого языка, губы при этом в улыбке.

«ЖЕЛОБОК» — высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх.






ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА


Что там?

В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов, крема и т. п.) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

Повтори за мной

Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или при подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, пианино, аккордеон и т. п.). Обозначим знаком + короткий, взрывной звук, который нельзя продлить (удар в бубен, барабан, хлопок в ладоши). Расстояние между значками соответствует длительности паузы. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения:

+ +

+ + +

+ + +

+ + + +

++ + + + и т. д.

Если звук можно продлить (пианино, дудочка, аккордеон, губная гармошка), количество вариантов ритмического рисунка возрастает. Обозначим знаком — длительный звук, знаком + короткий (на одном инструменте). Варианты ритмического рисунка, который ребенок воспроизводит на том же инструменте:

+ —

+ — +

+ + — +

+ — + +

+ + + —

— + + +

+ + + + — и т. п.

В дальнейшем усложнении упражнения взрослый может проявить свою изобретательность, ритмические и творческие способности.

Поём звуки

Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А — плачет, кричит девочка

А — показывают горло врачу

А — поет певица

А — качаем малыша

А — девочка укололась иголкой

О — удивилась мама

О — стонет бабушка

О — поет певица

О — потягивается папа

О — кричит охотник в лесу

У — гудит пароход

У — звучит дудочка

У — плачет мальчик


Подражания

Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребенку сказать, например, МЯУ: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:

ИГОГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т. п.

Повтори за мной

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке: мак — бак — так моток — каток — поток

ток — тук — так батон — каток — поток

бык — бак — бок будка — дудка — бетон

дам — дом — дым нитка — ватка — ветка

ком — дом — гном клетка — плётка — плёнка

тыква — буква — будка

П р и м е ч, а н и е. При воспроизведении слов необязательно значение понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

Подскажи словечко

Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Не дрожи, Серёжка,

Это ж наша…(кошка)

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи…(туч)

Мы собирали васильки,

На головах у нас…(венки)

Не полезет Влад на ель,

У него в руках…(портфель)

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке…(жук)

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь…(двери)

То назад, то вперед

Может плыть…(пароход)

Пёс козе принес букет,

Сытный будет ей…(обед)

«Я трудиться не привык!» —

Отвечает…(грузовик)

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети…(книжки)

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась…(шишка)

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке…(мяч)

вернуться

закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: