Версия для слабовидящих
Последние новости
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Департамент образования и науки Администрации города Тюмени
Портал государственных и муниципальных услуг в сфере образования Тюменской области

Телефон «горячей линии» Уполномоченного по правам ребёнка в Тюменской области+ 7 (3452) 55-67-07

Телефоны комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе области+7 (3452) 556-283, 556-282, 556-065

Центра качества предоставления услуг+7 (3452) 39-92-89

Советы педагога-психолога

 РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ

                                      ЗДРАВСТВУЙ, ДЕТСКИЙ САД!

Если Вы решили, что Вашему ребенку пора в садик, разумно было бы придерживаться следующих рекомендаций:
 УСПОКОИТЬСЯ, быть уверенным и твердым в своем решении, в конце концов, ребенок идет в детсад «социализироваться», а не в логово Бармалея на съедение.
 ОСТАВЛЯТЬ как можно чаще с другими людьми (бабушкой, соседкой, подругой), чтобы ребенок привыкал обходиться без Вас, А ВЫ БЕЗ НЕГО.
 ИСКЛЮЧИТЬ всяческие, даже малейшие обсуждения, волнующих Вас проблем, связанных с детским садом, ПРИ РЕБЕНКЕ. Он чувствует ВСЁ!
 ИЗБАВИТЬ от угроз садиком и нагнетания жути «за детские огрехи».
 НАСТРАИВАТЬ ребенка на временную разлуку и мажорный лад, подкрепляя беседы перечислениями его достоинств и навыков, подчеркивая беспомощность, по сути, младенцев.
 ПОДТВЕРЖДАТЬ каждый день ребенку, что он, как и прежде дорог и любим, но не только словами и задариваниями, а словами и прикосновениями.
 ОБЩАТЬСЯ со сверстниками, вместе играть, делиться игрушками.
 ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, если ребенок грызет ногти, сосет палец, совершает однообразные действия, ходит на цыпочках и т.п. необходимо проконсультироваться с неврологом. Лучше раньше, да лучше!
 ПРИМЕНИТЬ режим дня детсада дома до поступления в группу.
1. Отучить от бутылочки, соски и памперсов.
2. Знать свою одежду (подписать, вышить)
3. Самостоятельно надевать все (исключая замки и завязки)
4. Самостоятельно мыть руки и лицо, вытираться.
5. Самостоятельно идти в туалет или проситься на горшок.
6. Самостоятельно кушать – сидя за столом, а не на бегу.
7. Готовить дома более простую и разнообразную пищу (как в
саду), не руководствуясь прихотями ребенка.
8. Научить говорить (как минимум) свое имя и фамилию.
9. Научить при необходимости обращаться за помощью к взрослым.
 ПОВЫСИТЬ роль закаливающих и профилактических мероприятий.
 ОТПРАВЛЯТЬ ребенка в детский сад лишь при условии, что он ЗДОРОВ!
Соблюдение вышеизложенного значительно облегчит адаптационный период для всей семьи!
Желаем успехов!

Как надо вести себя родителям с ребенком,

когда он начал впервые посещать детский сад

Очередная простуда

Как же отнестись к тому объективному факту, что в саду ребенок часто болеет? Ведь даже признанный авторитет - доктор Бенджамин Спок - отмечает: "Нужно признаться, что в детском саду дети чаще простужаются, чем дома". И тому есть очевидные причины. Всякое изменение условий жизни, требующее адаптации, представляет собою сильный стрессор для организма. Стресс, в частности, проявляется в том, что ребенок слабеет, у него снижается сопротивляемость к заболеваниям. Кроме того, в детском коллективе значительно выше вероятность инфицирования ребенка, чем дома. Любой здоровый мапыш может быть носителем микроорганизмов, на которые он сам не реагирует, так как они для него "свои", а для другого они могут послужить причиной заболевания. А мамы порой думают, что ребенка в саду "простудили".

Самое важное, что следует при этом иметь в виду: причина постоянных простуд и хронических ОРЗ чаще вовсе не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется - бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданы и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.

Какие шаги могут предпринять родители с этой целью? Прежде всего, необходима уверенность, что не только ваш ребенок "подходит" детскому саду, но и конкретный сад подходит вашему ребенку. Ведь не секрет, что садик садику рознь. Родители должны убедиться: атмосфера выбранного ими учреждения достаточно благоприятна и комфортна.

Кроме этого, врачи рекомендуют  в период адаптации для профилактики острых респираторных заболеваний провести десятидневный курс витаминотерапии. В последующие полгода такие курсы надо повторять каждые 1,5 месяца. Доказано положительное влияние препаратов, улучшающих клеточный обмен, на снижение заболеваемости ОРВИ в период адаптации.

Как надо вести себя родителям с ребенком,

  когда он начал впервые посещать детский сад?

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь, как можно чаще сами отводить его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в саду, следует внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню по желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.

Если вы хотите узнать больше о том, как обстоят дела вашего малыша в садике, поиграйте с ним домашними игрушками в детский сад. Пусть одна из этих игрушек будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и предложите решение его проблемы через нее, ориентируя игру на положительный результат.

Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Замечено, что даже те дети, которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через несколько минут после ее ухода успокаиваются и включаются в игры с товарищами. Если же ребенок чувствует, что своими протестами ему удалось посеять в сердце матери сомнения или даже ощущение вины, то он с удвоенным упорством примется воздействовать на нее всеми доступными средствами. Родителям можно поделить обязанности таким образом, чтобы на первых порах ребенка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво относятся к эмоциональным реакциям детей.

В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.

 

Воспитатели рекомендуют:

  • Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  • Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.
  • Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
  • Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  • Щадить его ослабленную нервную систему.
  • Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
  • Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
  • Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  • Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
  • Не реагировать на выходки ребенка и наказывать его за детские капризы.
  • При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
  • При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.

Как бы там ни было, даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, перемена в образе жизни при поступлении в сад связана для ребенка с объективными трудностями. Дома он чувствует себя во всех отношениях более комфортно, поскольку условия жизни так или иначе приспосабливаются к его индивидуальным нуждам. В детском саду, наоборот, надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников.

Даже самый гуманный воспитатель, работающий с небольшой группой детей, не может уделить ребенку такое же внимание, как мама. Родители нередко замечают, что, возвратившись из детского сада, малыш буквально вцепляется в мать, не отходит от нее ни на шаг, пытаясь восполнить накопившийся дефицит близкого общения. Накормленный и ухоженный вдали от дома, он тем не менее "изголодался", и это голод особого рода, который очень трудно утолить. Родителям надо позаботиться, чтобы испытываемый ребенком дефицит не был слишком острым. Если есть возможность, не надо оставлять малыша в саду надолго. А дома надо сторицей восполнять то, чего ребенок был лишен в отсутствие родителей.

Может случиться и так, что, несмотря на все усилия, не удается преодолеть отторжение ребенком детского сада. Если совершенно очевидно, что ребенку в саду плохо и издержки общественного воспитания в данном случае перевешивают все преимущества, все равно не торопитесь вешать на малыша ярлык "безнадежно домашнего". Вероятно, просто не удалось создать ему те условия, которые обеспечили бы нормальную жизнь в детском коллективе. За конкретным советом - как выйти из этой ситуации - лучше обратиться к специалисту-психологу. Ну а если не помогают никакие советы, остается только попробовать в домашних условиях обеспечить ребенку те преимущества, которые дает детский сад. При этом родителям приходится в какой-то мере поступиться своими интересами. Детский сад помогает решать одни проблемы, но часто порождает другие. Надо просто решить, какие для вас важнее.

Эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в детский сад


Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент, встречающийся практически у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организационному коллективу.
Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии, напоминающей собою плен. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете. Он есть, и в то же время его нет. Сидит как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы, о сне вообще не стоит говорить... И вдруг исчезает вся окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая "белку в колесе". Как вихрь вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, со всеми конфликтуя на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. Но вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в манекен. И так по нескольку раз в день.
Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что на какое-то время у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны.
В палитру плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный к саду ваш ребенок поддерживает "новичков", пришедших в группу, и составляет "плачущий дуэт" или же просто подпевает в хоре.
Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.


Страх - обычный спутник отрицательных эмоций, их "сослуживец", "компаньон" и "друг". Навряд ли вам удастся встретиться с ребенком, который не испытал его хотя бы раз во время адаптации к детсаду. Ведь ваш малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой... Малыш боится... Очень часто мы невольно сами провоцируем его глобальный страх. И этот страх - источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых реакций.


Гнев: Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент малыш ваш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. В период адаптации ребенок похож на "ахиллесову пяту" и оттого раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и рождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нету искры, как будто бы в самом ребенке заложена пороховая бочка.


Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на "прелесть новизны". Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, - главные "лекарства", вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.


Социальные контакты. Уже в три года ваш малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводят лишь в "гордом одиночестве". На смену этой "гордой бесконтактности" приходит "компромиссная контактность", означающая то, что ваш ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт с взрослыми людьми.
Однако эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения с людьми, особенно со сверстниками. В такой момент малыш обычно, плача, подбегает к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Малыш готов пойти на компромисс с заведующей или няней, он даже молит медсестру... пусть не домой, но только чтобы увели его из группы, чтобы забрали поскорей от этих не умеющих вести себя детей. Нет, он не хочет и не может дружить с ними. Насколько проще было дома, когда он проводил все дни один.
Как только ваш малыш сумеет наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у вашего ребенка.


Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. Ваш "почемучка" словно в зимней спячке, и познавательная деятельность его заторможена. Однако как только он проснется, или, в конце концов, вы все-таки "разбудите" его, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.


Социальные навыки. Под прессом стресса ваш малыш обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Все это вызывает частые насмешки у детей и недовольство воспитателей, как правило, считающих, что ваш малыш совсем не подготовлен к саду. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как младенца. Он "не умеет" одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Ну, словом, маленький дикарь. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.


Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре с вами лишь употребляя младенческие или облегченные слова. Почти совсем нет существительных. Почти совсем нет прилагательных. Встречаются одни глаголы. И предложения из многосложных стали односложными. В ответах на вопросы - "телеграфный стиль". Такая речь - итог тяжелой адаптации. При легкой - она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.


Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.
Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но сон навряд ли можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. Порою кажется, что малыша преследуют кошмары. Как будто бы он смотрит сон свой в телевизоре, где ясно видит, что с ним происходит. Однако фильм имеет только страшное начало, конец малыш боится посмотреть. И чтобы его действительно не видеть, в испуге, плача, прерывает сон. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.


Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ваш ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже ваш малыш впадает вдруг в другую крайность, и ест не меньше, чем Гаргантюа, пытаясь своим "волчьим" аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует всем нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.
На фоне стресса ваш ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.


О МАТЕРИНСКОЙ ЛАСКЕ


Потребность в общении у ребёнка неразрывно связана с потребностью в ласке. Если ребёнку не достаёт вашего теплого отношения, он неизбежно нервничает, грубит, не находит себе места. Это «нервное начало» — своеобразное требование тепла. Ласка смягчает нрав, создаёт необходимую контактность. Ребёнок ищет ласковых прикосновений, добрых слов, взглядов. Будьте мудрыми в ласке. Ощущения, порой, сообщают ему куда больше, чем слово. Если есть такая возможность избежать слов и выразить своё отношение жестом, движением, прикосновением, делайте это смелее и чаще. Не обязательно ласкать специально. Вы выходите на прогулку: поправьте шарф, погладьте волосы.


КАК НАДО ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА


Дети должны быть для нас, прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами — они должны быть просто детьми.
Если мы их будем любить независимо от того, плохо или хорошо он себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас, их привычек и выходок.
Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избалованы от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родителям надо больше, чем ребёнок может.
Для установления связи с детьми, чтобы найти с ними общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.
Для ребёнка важен физический контакт. Необязательно целовать или обнимать ребёнка — достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы — ваши прикосновения делают его уверенней в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребёнок болен, устал, когда ему грустно.
Важно не количество времени, проведённое с ребёнком, а качество общения. Надо уметь вдумываться в то, что ребёнок хочет, вслушиваться в его слова.

 





РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА

Советы психолога


1. Родители должны быть особенно внимательны к малышу в период адаптации к школе. Рекомендации: полноценный отдых первоклассника с обязательными прогулками на свежем воздухе, регулярный режим питания со всеми необходимыми витаминами, спокойный 10-часовой сон.

2. Не загружайте новоиспеченного ученика внешкольными занятиями — кружками, секциями.

3. Дома — без оценок. Помните, что многие гениальные люди не отличались большими успехами в начальной школе.

4. Поговорите с ребенком и объясните, что он уже взрослый и что в школе обращаться с ним будут не только так, как он привык раньше.

5. Почаще в присутствии ребенка называйте будущую учительницу по имени и отчеству. После 1 сентября на него свалится столько новой информации, что он вполне может забыть, как ее зовут.

6. Даже если вы собираетесь встречать и провожать первоклассника, дорога до школы и обратно должна быть ему хорошо знакома. Несколько раз прогуляйтесь с малышом до школьного здания. По пути обратите его внимание на светофоры, опасные участки пути. На всякий случай научите ребенка самостоятельно отпирать и запирать дверь. И помните, что он обязательно должен иметь запасной ключ от квартиры.

7. 1-го сентября обязательно поздравьте малыша и устройте праздничный завтрак, который стоит закончить за тридцать минут до выхода из дома, иначе знакомство со школой начнется у вас с туалета.

8. На торжественную линейку позовите всех членов семьи. Поскольку малыш на линейке окажется один рядом с совершенно незнакомыми ему ребятами, покажите малышу, где вы будете стоять, и объясните, что никуда с этого места не уйдете.

9. В школу будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

10. Не отправляйте утром ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.

11. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «Смотри, не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтобы сегодня не было плохих отметок» и т. п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него первый трудный день.

12. Встречайте после школы ребенка спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

13. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка.

14. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15–20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки».

15. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если ему нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится», «Давай разберемся вместе», «Я тебе помогу»), похвала помогут лучше.

16. Старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми, не зависят от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

17. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, разговоры с членами семьи.

18. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней и литературу для родителей.

19. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое настроение. Чаще всего это показатели утомления, трудностей в учебе.

Чего боится первоклассник



 — быть не таким, как все

 — злой тети-учительницы

 — получить двойку

 — школьных перегрузок

 — потерять интерес к учебе

 — остаться без друзей

 — делать уроки

 — маминой и папиной нелюбви

 — идти в первый класс

 — прийти из школы с разбитым носом

ЕСЛИ РЕБЕНОК БЕРЕТ ЧУЖОЕ



Как не надо вести себя с ребенком, который что-то берет без спроса

• Считать, что с малышом произошло непоправимое.

• Клеймить, позорить его, называть преступником при всех.

• Твердить, что вы не любите его, он не хороший, никому не нужный, и не искать причины воровства.

• Узнав причину воровства, не попытаться вырвать её корни.

• Не пытаться объяснить ему, в чем разница между «моим», «твоим», «своим», «чужим» и почему чужое брать нельзя.

• Специально искушать его соблазнами, делая доступной любую ценность.

• Рассказывать о собственных «проделках» в детстве и красть в присутствии ребенка.

• Все разрешать ему брать у родителей без спросу, а увидев, что он взял, сделать вид, что ничего не заметили.

• Негласно одобрять его, а тем более словесно.

• Не обращать внимания на то, что малыш все время беспричинно ворует, и не показывать его специалисту.

Кричать, ругать и разряжаться на ребенке.


Ситуации для родителей


1. У Риточки, которой исполнилось четыре, появилась новая игрушка. Она принесла её с прогулки и радостно сказала маме, что эту куклу подарила её подружка Тоня. Поверив девочке, мама Риты позвонила маме Тони, чтобы сказать спасибо за подарок. Но мама Тони очень удивилась. Какой подарок? Тоня уже час ревет, потеряла новую игрушку. Тогда мама Риты попросила дочку пойти с ней вместе к Тоне, отнести ей куклу и сказала, что разрешит еще немного девочкам поиграть с игрушкой дома. Затем добавила, что ей известно, как Рите хочется иметь такую куклу. И если Рита больше ничего не будет брать без спросу, на день рождения ей подарят точно такую же куклу.

2. Одна мама рассказывает о своем сыне, о том, как ее мальчик взял деньги у бабушки: «Почему он так сделал? Я была убеждена, что умный человек сам понимает, что нужно быть честным, поэтому я считала — главное, чтобы был умным.»

3. Папа шестилетнего ребенка рассказывает: «Мой ребенок никак не хочет понять, что нельзя брать вещи из дома, выносить их на улицу и отдавать их товарищам. Я ему объясняю: это же твой дом, и все в доме твое, для тебя! А он снова уносит из дома что-нибудь, да еще обижается, когда я его за это ругаю!»

4. Мальчик Петя (6 лет 5 мес.) так ответил на вопрос, что такое честность: «Это когда взял без спроса, а потом признался.».


Какое бывает воровство


1. Воровство «напоказ»

Ребенок просто берет при всех вещь, чтобы поиграть, насладиться ею, не понимая разницы между общественной и личной собственностью человека. Он убежден, что все принадлежит ему.

2. Возрастное воровство

Каждый ребенок хоть раз в жизни берет что-то чужое. Важно объяснить ему, что брать чужое нельзя. Тогда это окажется мелким эпизодом в его и в вашей жизни, исчезнув раз и навсегда в дальнейшем.

3. Воровство «втайне»

Раз «втайне», значит, перемешанное с ложью. Ложь «прячет» воровство и уживается с ним, словно добрые соседи. Оно обычно свойственно дошкольникам, которым скоро в школу.

4. Воровство патологическое

Это признак психического отклонения у малыша. Ребенок сам не знает, для чего ворует. Он может рассказать вам об этом и продолжать воровать. Его практически невозможно остановить ничем. Запреты и наказания — бездейственны. Помочь способен только специалист.


Почему ребенок ворует?


 — Не знает, что воровать плохо, некрасиво.

 — Возрастное воровство (знает, но хочет проверить это еще раз)

 — Не понимает ценности вещей

 — Не отличает личную собственность от общественной

 — Воровство как средство, способное отвлечь ребенка от всех его проблем

 — Воровство — стиль жизни (в неблагополучных семьях)

 — Воровство как способ реализации агрессивности

 — Воровство — способ привлечения внимания взрослых

 — Воровство — способ завоевать любовь сверстников, друзей

 — Дефицит любви и ласки

 — Подражание взрослым или ровесникам, которые воруют

 — Соблазн. То, что ребенок украл, его грезы, мечты




КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ



Проконсультироваться с врачом, правильно выполнять все его предписания и дозировать лекарства.

Убрать из поля зрения ребенка все лекарственные средства и опасные предметы — они могут принести вред и стать причиной травмы.

Главное для ребенка — это ваше полноценное общение с ним.

Любое разногласие в семье по вопросам воспитания ребенка усиливает отрицательные качества малыша.

Продумать режим дня ребенка до мелочей, он должен совпадать с режимом дня в детском саду. Родители сами должны четко придерживаться этого режима. Ребенок должен сам хорошо знать, когда и что нужно делать.

Игра для вашего ребенка — главное лекарство. Необходимо использовать различные игры.

Дидактические (лото, мозаика и т. д.) и различные конструкторы помогут ребенку научиться сосредотачиваться, быть внимательным, усидчивым.
Подвижные игры помогут ребенку переключить свою энергию в положительное русло. Рекомендуемые виды спорта: плавание, бег, велосипедный спорт.
Сюжетные игры помогут вашему ребенку научиться налаживать контакт со сверстниками.
Отвлечь от «двигательной бури» вашего ребенка можно рисованием и чтением любимых сказок.
Не путать гиперактивность с темпераментом ребенка, особенно тогда, когда в семье у вас холерик.
Желательно, чтобы малыш играл только с одной игрушкой. Не надо распылять его внимание на остальные.

Малыш способен сделать только одно дело, посильное ему.

Учитесь владеть собой, исключите крик из общения с ребенком. Вербальная и телесная агрессия вызывает такую же ответную реакцию.

Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.

Учите ребенка сдерживать бурные эмоции и постарайтесь не выплескивать свои.

Не замыкайтесь в себе, поговорите об особенностях вашего малыша с воспитателями и другими специалистами. Помните, что они ваши союзники.

Поручите ребенку часть посильных домашних дел, которые ему необходимо выполнять ежедневно. Не выполняйте эти дела за него.

Заведите ежедневник контроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи в детском саду и дома. Продумайте графы и знаковую систему, которая наглядно демонстрировала бы ребенку его успехи.

Старайтесь ставить реальные задачи перед малышом. Не используйте завышенных или заниженных требований.

Четко определите для ребенка рамки дозволенного. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях.

Не навязывайте жестких правил. Ваши указания должны быть немногословными и конкретными.

Вызывающее поведение вашего ребенка — это способ привлечь внимание. Уделяйте ребенку больше времени, учите его правилам взаимодействия с окружающими.

Старайтесь создать дома спокойную атмосферу.

Оберегайте ребенка от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля.

Следите за сном ребенка, он должен высыпаться. Просмотр телевизора необходимо свести к минимуму. Ни в коем случае малыш не должен видеть фильмы ужасов и истории с насилием.

Развивайте у ребенка осознанное торможение. Перед тем как что-либо сделать, необходимо подумать, представить свои действия.

Используйте физическую нагрузку для расходования избыточной энергии.

Найдите занятие, в котором бы ваш ребенок хорошо разбирался. Это увлечение должно стать полигоном успеха, в котором у ребенка будет повышаться уверенность в себе.

Запомните, что все старания вашего ребенка и даже слабые попытки что-либо сделать необходимо поощрять.



ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ


Как часто вы говорите ребенку:

 — Я сейчас занят (а)…

 — Посмотри, что ты натворил!

 — Это надо делать не так…

 — Неправильно!

 — Сколько раз тебе говорить…

 — Когда же ты научишься?

 — Нет! Я не могу!

 — Ты сведешь меня с ума!

 — Вечно ты во все лезешь!

 — Уйди от меня!

 — Встань в угол!


Проанализируйте, какие рекомендации, оценки и установки Вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было как можно меньше. Научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя. Предлагаем слова, вселяющие веру в ребенка:


 — Ты мой самый любимый!

 — Ты очень многое можешь!

 — Спасибо!

 — Иди ко мне!

 — Я помогу тебе!

 — Я рада твоим успехам!

 — Расскажи мне, что с тобой…

 — Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость.

закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: